ДЕТСКИЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛУБ «АРГО»
СТУДЕНЧЕСКИЙ КЛУБ ТУРИСТОВ «ГОРИЗОНТ»
ОТЧЕТ
О ЛЫЖНОМ ПОХОДЕ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ ПО ХРЕБТАМ ВАНИНСКОГО РАЙОНА С 15.03 ПО 25.03.2004.
Маршрутно–квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю
Маршрут имеет ………………………………………………… категорию сложности.
Отчет использовать в библиотеке ……...МКК тур.клуба «ГоризонТ» ХГТУ……….
Руководитель группы:
Шевцов Михаил Николаевич
Адрес руководителя: 680035,
г.Хабаровск, ул. Тихоокеанская 158
Тел. 74-12-66
Штамп МКК
ХАБАРОВСК, 2004
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Таблица 1
Вид туризма |
Категория сложности |
Протяжённость активной части |
Продолжительность |
Сроки |
|
Общая |
На маршруте |
||||
Лыжный |
Первая |
120 |
11 |
7 |
15.03– 25.03.2004 |
4. Основная нитка маршрута (запланированная): г.Хабаровск–ст.Ландыши–р.Тумнин–побережье Татарского пролива–мыс Юма-мыс Чумы Дуа–мыс Боэна–мыс Бычий–устье р.Уакан–руч. Могучий–руч. Смелый–река Тумнин– ст.Тумнин–пос.Горячие Источники–ст.Тумнин–г.Хабаровск.
р.Улике–руч.Ольховый–хребет Плоский–р.Улике–р.Тара–залив Лиман–ст.Ландыши–ст.Тумнин–пос.Горячие Источники–гора Айча–ст.Тумнин–г.Хабаровск.
6. Поход заявлен в МКК турклуба «ГоризонТ»
2. СОСТАВ ГРУППЫ
Фото на стр.2 (слева на право) Таблица 2
№ |
Ф.И.О. |
Год рождения |
Адрес, телефон |
Туристский опыт |
1 |
Шевцов руководитель |
1965 |
Ул. Стрельникова 16, кв.103 |
Баджал 1998 II Р Кодар 2001 III Р |
2 |
Долженко Фотооператор |
1985 |
Пер. Призывной 13, кв.133 |
Баджал 2003 II У |
3 |
Шутов Штурман |
1984 |
Ул. Бондаря |
Баджал 2003 I У Ван–Дан 2003 н/к Р |
4 |
Новиков участник |
1986 |
Общежитие |
Ван–Дан 2003 н/к У |
5 |
Игумнов рем. мастер |
1988 |
Ул. Шмидта 7, кв.14 |
Мяо–Чан 2002 I У Баджал 2003 II У |
6 |
Лебедев Участник |
1988 |
Бр. Амурский 3, кв.145 |
Мяо–Чан 2002 I У Баджал 2003 II У |
7 |
Попова завхоз |
1980 |
Ул.Тихоокеанская 148, к.544 |
Горбыллях |
8 |
Рыбина аптекарь |
1985 |
Общежитие |
Приморье 1998 III У |
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОХОДА
3.1 Смысловая идея похода.
Изначально “изюминкой” похода задумывалось прохождение вдоль побережья Татарского пролива, климат и ландшафт которого совершенно непохожи на привычные массивы среднегорья материковой части Хабаровского края.
В 1993 году в январе подобный маршрут был удачно проведен группой старших школьников рук. В. Смоляров (т/к «ГоризонТ»). В феврале 2003 рук. А.Марченко (Николаевск–на–Амуре т/к “Мирамис”) так же с успехом включил побережье Сахалинского залива в маршрут лыжного похода молодым туристам (второе место в чемпионате края). Кроме того, хотелось посетить Тумнинские радоновые источники, так как здесь ребята из «ГоризонТа» не были с 1995 года. И, наконец, восхождение на гору Айча, преобладающую высоту этого района, на которую никто из наших друзей и знакомых не поднимался. Поход планировался как учебный, молодежный, для начинающих туристов–лыжников.
3.2 Подъезды и отъезды.
От Хабаровска до ст. Ландыши идет пассажирский 251. До п. Дата ходит рейсовый автобус. На станции отапливаемый зал ожидания, несколько жилых домов.
От ст. Тумнин (непосредственно в поселке Тумнин) пассажирский поезд 252, почтово–багажный. Круглосуточные магазины, большой теплый зал ожидания. До п.Горячие Источники ходит маршрутное такси, вахтовка; по льду р. Тумнин до самого устья лесовозная дорога.
3.3 Запасной маршрут и аварийные выходы.
В связи с отсутствием льда вдоль всего побережья Татарского пролива севернее устья р. Тумнин пришлось отказаться от основного маршрута. Мы пробовали пройти по р. Тара с выходом на ст. Усть–Орочская. Однако и этот вариант не был реализован. По выражению местных рыбаков, р. Тара уже “поплыла”. Сплошные мокрые наледи, мокрый глубокий снег, частые проталины не позволяли идти больше 7-8 км в день. Пришлось возвращаться на ст. Ландыши через п. Датта.
Попытка спуститься к побережью в районе хр. Плоский в 3-х км южнее г. Пуньчи оказалась неудачной из-за шторма.
Основной маршрут, если взглянуть на карту побережья, проходит почти параллельно железной дороге удаляясь от нее не более, чем на 40 км. по прямой. Это обстоятельство позволяет выйти в случае необходимости с маршрута за 1,5-2 дня.
Таблица 3
Дата |
Участок пути |
Расстояние в км. |
Характер пути |
Метеоусловия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
16 марта |
ст.Ландыши – – река Тумнин – – река Улике – – залив Лиман – – ручей Ольховый |
25 км |
Автодорога, тропа, наледи, снежный покров 0,5-0,7
м. |
Утром ясно, -30С, слабый ветер. |
17 марта |
Ручей Ольховый – – хребет Плоский – – побережье Татарского пролива – – хребет Плоский |
8 |
Снежный покров 0,7-1м, подлип, тропление лыжни,
спуск в тормозилах, 400 500-600м. |
Ночью ясно -180С, слабый ветер. |
18 марта |
Хребет Плоский – – река Улике |
7 |
Снежный покров 0,7-1,0 м, тропление лыжни, подлип,
движение по горельнику и бурелому, траверс левого притока. GPS. |
Ночью -70С, сильный ветер. |
19 марта |
Река Улике– Река Тара |
9 |
Снежный покров 0,5-0,7м., промоины в русле, тропление лыжни, старый след снегохода. |
Ночью -250С, ясно. |
20 марта |
Река Тара– –река Улике– –залив Лиман |
15 |
Мокрый снег 0,5-0,7 м., промоины в русле, мокрые наледи, старый след снегохода, тропа. |
Ночью -280С, ясно. |
21 марта |
Залив Лиман– –река Улике– –река Тумнин– –п.Дата– –ст.Ландыши– –ст.Тумнин |
12 |
Мокрая дорога по льду залива, автобус, поезд. |
Ночью -250С, ясно. |
22 марта |
Ст.Тумнин– –Горячие Источники |
11 |
Автодорога, пешком |
Ночью ясно, днем -30С, солнечно. |
23 марта |
Горячие источники– –гора Айча– – Горячие источники |
10 (20) |
Старая лыжня, снежный покров 0,5-1,0 м., движение в тормозилах, подлип, тропление лыжни, стланик, курумник, жесткий фирн, перепад высот 1850м, подмерзшая лыжня. |
Ночью -150С. |
24 марта |
Дневка ст. Тумнин |
0 |
Автомобиль |
Днем около 00, солнечно. |
6. ДНЕВНИК ПОХОДА
16 марта. «Марш-бросок»
Поезд прибыл по расписанию. Ст Ландыши (фото 1) – это два небольших здания, рядом пара жилых домов, до автодороги 250 метров. От дежурной узнали, что несколько дней назад сильный шторм сломал береговой лед и очистил ближайшее побережье. Мы видимо, опоздали на пару недель. Что ж, попробуем добраться до моря и, действовать по обстоятельствам.
От станции идет тропа вдоль железной дороги к р.Тумнин. По ней мы спустились к реке (фото 2). В этом месте довольно круто, общий перепад высоты от железной дороги до линии уреза воды около 70м.
На завтраке дал знать о себе морской климат, вода в реке оказалась солоноватой. Двигаемся вдоль лесовозной дороги, т.к. снега много, а наст не держит.
Павел Игумнов этот день описывает так: «Все началось ранним утром. Ожидаемый почти всю ночь голос проводника раздался. Оперативно, но слегка со странным “притормозом” собираем вещи. Ровно через час, а значит точно в 630, бригада добирается до долгожданной станции “Ландыши”. Узнаем толщину льда реки и около моря и разочаровываемся (незадолго до нашего приезда в этих местах побывал сильный шторм, у моря прохода нет). И все-таки надежда умирает последней. Серо и однообразно мы продвигаемся пешком и на лыжах.
Погода отвратительная, слякоть. Радует лишь одно, нашли чистую воду, без соли. Вдобавок сушина для дров не сильно трухлявая.»
После полудня погода окончательно портиться, мокрый снег, видимость падает. Долго не удается найти сухую елку, решаем топить лиственницей. В дальнейшем мы убедились, что ночевка с лапником и еловыми дровами в этом районе не всегда возможна. Поэтому на дежурстве приходится колоть полешки чуть ли не в лучину.
17 марта. «Ураган»
Из дневника Ксении Поповой: «700 подъем. Завтрак. Сборы. 900 выход. Ночью в 0230 было тепло, 400 температура равна -170С. Утром небо затянуло тучами. Тропежка, густой кустарник, деревья. Идем по распадку. Примерно в 1030 пошел снег, большими белыми хлопьями, мокрый снег, ветер (фото 3). Красотища неописуемая, но это в городе, где можно прийти в теплое жилище и обсохнуть, а в походе мокрый снег не предвещает ничего хорошего. Поднялись в сопочку. Спуск вниз, сплошной бурелом, крутой спуск, снежный покров толщиной 50-70см. Спуск становится все круче, идем на тормозилах. Снег по-прежнему сыплет сплошной стеной, уже все мокрые. Спустились вниз. Там крутой обрыв и море. Живая бушующая стихия разбивает дрейфующий лед о скалы побережья. Никакой речи о том, чтобы покорить ее и быть не может. Наши лыжи и прочее снаряжение не предназначены для этого. Главный маршрут не оправдал надежд, впереди крутой подъем, силы на исходе. Не думала, что сделаю такое. Снимаем лыжи и прём наверх. Да, нелегко даются эти метры. Бурелом из елок и крутой уклон делают свое дело. Продолжает идти снег плотной стеной слишком быстро, дует порядочный ветер. У меня выскакивает нога из темляка, потому что все заледенело. Порвалась лямка на рюкзаке. Хорошо, что температура не слишком низкая. Без лыж никуда, толщина снега 50-60см. Ветрище дует с огромной силой. Нашли место поспокойнее и стали готовить ночевку. Вкопали палатку в снег. Около 21 часа кончился снег, но ветер только усиливался. Мокрые насквозь до нижнего белья. В палатке нет места, чтобы развесить одежду, все занято. Легли спать. Всю ночь мела метель. Ветер жутко завывал и трещал по елкам.»
Павел Игумнов делится впечатлениями второй половины дня: «Я промок насквозь. Мои штаны, пуховик были мокрые от снежно–водяной каши, а остальные вещи от пота. Андрей, Денис, Ксюша и я, наконец, добрались до максимально обрывистого склона, цепляясь за сучки и ветки своими лыжами, рюкзаками и мокрыми одеяниями. И вот нас четверо, остальные позади.
Мы стоим у обрыва и видим, как огромные густо–серые волны бьются о каменные скалы, а вдали виднеется крохотная льдина (рис. 1). И вдруг на мгновение стало так страшно. Будто море волнуется, показалось мне, а со стихией бороться бессмысленно. Мы стали замерзать, а остальных членов команды нет. Вчетвером мы приняли решение подниматься обратно, но как только себе представить полкилометра сложного пути, то голова идет кругом.
Когда поднялись, рассказали об увиденном, и мне вспомнились предупреждения рыбаков о том, что открыто море.
Встаем на бивак. Кто-то ставит палатку, пилит дрова. Я весь превратился в сосульку (как снаружи, так и изнутри), да вдобавок дежурную. Примерно через час бригада поела. Скорость ветра была 25-30 м/с. Тент сорвало с веревки, костер был неуправляем.
Наконец мы в палатке. Сушимся. Я думал, как бы ее не сорвало, вспоминая о тенте.» (рис. 2).
Да, стихия оказалась сильнее нас. Пришлось отступить. Но как свежи в памяти краски этого удивительного дня!
18 марта. «Хребет Плоский»
Это второй день работы с GPS, район чрезвычайно сложен для ориентирования.
Вновь открываем дневник Ксении Андреевны: «Утро началось около 800. На час позже намеченного. Все измученные вечерней стихией долго не хотели покидать теплую палатку. На улице мороз в -170С. Все, не досохшие вещи, вытащенные из палатки, моментально становятся колом. Лыжи во льду. Голые елки и безупречно чистое небо. Такое синее, что глаз не оторвать, если бы не мороз и ветер можно было бы и поглазеть подольше. Радостно светит ни о чем не подозревающее солнце. Вот наконец-то и пригодились очки. Настроение неопределенное. В 1000 вышли в дорогу. Рюкзаки стоят колом. Идем вдоль берега моря, через чащу из елок (фото 4). Тропить утомительно. Я постоянно проваливаюсь в снег. Не хотелось бы падать, иначе сама не смогу надеть рюкзак. На ближайшем привале меня немного разгружают, у меня оказывается чуть ли не самый тяжелый рюкзак. Мы с Серегой попеременке проваливаемся в снег. Лена все время пропадает по сугробам. Наверное, ноги уже не несут, я от нее не далеко ушла. Идем по GPS. Это чудо устройство вывело нас в такие дали!.. Взяли перевал Плоский. Попытались спуститься в распадок и тут началось. Склон крутой (тормозилы) 35-400; внизу залом, такие буреломы! Снимаем лыжи. Ксения потеряла пружины, я свалилась вниз с дерева, благо, что везде сугробы. Перебрались с трудом, нашли пружины. Еще один трудный участок пройден, дальше немного легче (фото 5). Спуск, зигзаг, поваленные деревья, вокруг елки, но движение на лыжах в тормозилах. Идем по склону, вниз идти не решаемся, там сплошной частокол елок. У Ксении перетёрся темляк, Андрей без палок и без тормозил–экстремал! Мои темляки пока держатся. Тропим по очереди. Через какое-то время все-таки решаемся спуститься вниз. Снегу там больше, частокол гостеприимно распахнулся, чтобы вновь захлопнуться за нашими спинами. Солнце ярко светит. Но нам его не видно за макушками елок. Вышли к ключу. Идем без обеда, на одном перекусе. 1700 вот и река Улике! Дороги здесь нет...
Снег глубокий 70-80см. Ветер 5-7 м/с. Небо чистое, но малозвездное. А в палатке тепло и наконец-то нормальная вода, не талая. Печка отличная, главное дрова вовремя кидать.
Спокойной ночи, моё дежурство на исходе.»
К исходу дня стало ясно, что следует идти запасным маршрутом по реке Тара.
19 марта. «Коварная Улике»
Надежды на охотничью тропу в верховье р. Улике не оправдались. По–прежнему глубокий рыхлый снег, частые промоины в русле. На фоне одной из таких достали флаги (фото 6). В следующей самонадеянный руководитель едва не искупался. Лишь умелые действия группы позволили ограничиться переобуванием. Обходим такие места по заболоченному берегу. Это отнимает силы и время. Место впадения р. Тара не явное, в заболоченной низине. По берегам заросли ольховника, ивы, березы. Ель отсутствует. Что ж, мы научились дружить с лиственницей. Буранного следа по Таре нет, снега много, изредка встречаются следы копытных.
К вечеру резкое понижение температуры, ночуем на правом берегу Тары в лиственничном лесу.
20 марта. «Недоступная Тара»
Первые полчаса шли по хорошей жесткой наледи, обходя выходы талой воды. Дальнейшие события вновь описывает Ксения: «Подлип на пластик. Прошли около двух километров и началось. Наледи. Но вода. Снег 50-60 см. Но под ним вода. Лыжи становятся неподъемными. Все влезли в воду, кто больше, кто меньше. Вынужденная остановка. Народ переодевается в сухое, по мере необходимости. Двое ушли на разведку. Летом здесь сплошная марь, ничего примечательного.
Все было в нашем походе. Маршрут уже изменен, пытаемся выйти в Усть–Орочскую. Но, видимо, и этого нам не позволят. Разведчики вернулись с плохими вестями. Дальше–хуже. На совете было решено идти назад. Как ни прискорбно. Все против нас: и погода, и природа (плюс неважная обувь (прим. руководителя)). Казалось, что еще можно припасти для настырных туристов? Вот и припаслось. Вода под глубоким снегом (фото 7).
Продолжаем движение вниз по Улике.
Обед как полагается. Всех разморило на солнышке. Кто дремлет, кто чинит крепления (кто бы это мог быть? Конечно же, наш неизменный реммастер Паша. Честь ему и хвала!), кто чистит подлип с пластика про дерево молчу вообще. Боевой дух подорван всеми неудачами, свалившимися на наши головы. Но мы не подаем вида. Впереди п. Тумнин, хотя и не той ценой, которую планировали.
Ночевка недалеко от п. Датта. В красивейшем месте на левом берегу Улике. Елки везде, мы внутри этой сказки. Потрясающе красиво, хотя немного тесновато. Что бы пройти к костру нужно прыгать через растяжки палатки. Но это лучшее место за весь поход.»
Сегодня в полдень мы сполна почувствовали перепады температуры и воздействие солнечного излучения. Немного выручил кислый борщ за обедом. Весь день шли по буранному следу, а затем по колее автомобиля.
21 и 22 марта. П. Датта и ст. Тумнин.
К 11 часам вышли на берег залива, за время нашего отсутствия здесь появился паковый лед (фото 8), площадь открытой воды увеличилась. Сбылась мечта, прошли несколько десятков метров по морскому льду. В п.Датта зашли в магазин. Отсюда на рейсовом автобусе доехали до ст. Ландыши. Обедаем здесь. Обращаемся к авторскому тексту Павла Игумного: «В котелке оказался рис с мясом, а в костре местный забор и березовые поленья. Окультуренные головешки горят не хуже лесных.
Наша команда садится в почтово-багажный поезд и едет до станции Тумнин. А дальше, как в счастливой сказке. На вокзале ужинаем лапшой. Время уже не детское, а местная шпана не разбегается, а наоборот, пристально наблюдает, как группа туристов стелет тент на керамо–граните; кладет коврики, спальные мешки; ложится спать.
Вот так при свете ламп и глаз ожидающих (не знаю чего) мы засыпаем.
На следующее утро мы совершаем поход на источники (фото 9). Группа прошла 12 км. И при этом заработала по 60 руб. Ведь проезд до Горячих Ключей стоит именно столько. Живем в доме для строителей, радуемся жизни, купаемся в радоновых источниках. А самое интересное нас ожидает завтра–в день рождения Дениса».
23 марта. «День рождения Дениса»
Из записок Ксении Андреевны: «Завтрак. Подарки. А не прогуляться ли нам в окрестностях? А почему бы и нет! Где–то в районе должна быть гора Айча, высота 1219м. Высшая точка этого района.
Подъем в тормозилах, подлип. Уклон до 350, а то и больше. Снег проваливается. Глубина снежного покрова 80-130см. Обед благополучно оставлен на базе, харчуемся чаем с печеньем, спасибо и за это. Забрались на сопку, с которой открывается симпатичный вид. Вокруг, холм на холме, пока глаз хватает. Как здесь можно ориентироваться?!
Вот из-за “угла” показалась Айча, и тут такое началось! Стланик, каменистый склон, плохо проходимый лес. Ничто не остановило наших ребят. Постоянный подъем, опять холм, опять лес, опять подъем, опять стланик. Фирн, лыжи брошены за ненадобностью (фото 10). Одна вершина и вот вторая! Искомая (фото 11). Как одержимые примчались сюда. Девчонки тоже дошли, вопреки всему. Да, нелегко далась некоторым эта вершина. Бег на лыжах с препятствиями, “без отдыха и сна”. Силы оставили, а еще обратный путь.»
Участник нескольких зимних походов, душа группы Паша Игумнов делится своими наблюдениями: «Наверное, влияние климатических условий, связанных с месторасположением этих хребтов, дали необычайно живописные красоты. Кедровый стланик был очень густой зеленый, снегу не хватало сил накрыть его с головой, а уж чего–чего, а снегу там было не меряно. Помимо стланика большое разнообразие мхов, лишайников, даже на курумнике произрастает эта растительность.»
А Денис Лебедев просто был на вершине первым. Вот такой день рождения!
24 марта. «Дневка»
С утра живем обычной “растительной жизнью”. Магазин, процедуры, сон.
В 20 часов уезжаем на вахтовке (бесплатно!) до ст. Тумнин.
Поезд почтово–багажный в 1940, но он 8 часов стоит в Комсомольске–на–Амуре и в Хабаровск приходит около 3 часов утра. 251 поезд на ст. Тумнин в 2340 и в Хабаровск прибывает в 2040, очень удобно.
Таблица 4
Проезд в плацкартном вагоне 251 поезда |
338 руб. |
Проезд в плацкартном вагоне 252 поезда |
191 руб. |
Проезд в общем вагоне п/б поезда |
48 руб. |
Проживание в «гостинице» |
50 руб. |
Питание на маршруте и в насел. пунктах |
500 руб. |
Групповое снаряжение (веревка, батарейки) |
150 руб. |
Аптечка |
20 руб. |
ИТОГО |
1300 руб. |
8. ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ
Все мы побывали в новом для себя районе, зашли на г.Айча и окунулись в «радон». Денис Лебедев впервые увидел море, Ксения Попова и Лена Рыбина узнали, что такое лыжный туризм.
Все участники без травм и ущерба для здоровья вернулись в Хабаровск.
Пройти маршрут не удалось по следующим причинам:
Оптимальные сроки для лыжного путешествия в этом районе, видимо, с января по первую половину февраля, до начала весенних штормов и снегопадов. Кроме того, следует учитывать дефицит елки, применять соответствующую конструкцию печки, а также иметь дополнительные теплоизоляционные коврики.
Не будет лишним и спутниковый навигатор.
Лавиноопасных участков на нашем пути не было. Восхождение на г.Айча, если стартовать от поселка Горячие Ключи, следует начинать до начала светового дня.
Спасибо всем участникам, а также лично Дмитрию Вячеславовичу Верин–Галицкому и Степану Степановичу Чугуевскому за подготовку юной смены туристов.
Фотографии Михаила Шевцова.
Рисунки Павла Игумного.
Печать Ксении Поповой.
Дневники похода напечатаны в сокращении.
Сайт т/к «ГоризонТ»: TKHorisont.narod.ru