BIKE'ALL - 2002 - БАЙКАЛ
(дневник велопробега по окрестностям озера Байкал)Сведения об участниках:
1. Мельников Валентин Федорович, КМС - руководитель.
2. Лысак Сергей Георгиевич - зам. руководителя.
3. Леонтьева Екотерина Александровна, студентка ХГТУ - завхоз.
4. Марченко Анатолий Михайлович - фотограф.
5. Фомин Александр Петрович - механик.
6. Аншуков Игнат - костровой.Общая продолжительность похода: 19 июня - 11 июля 2002 г.
Активная часть: 21 июня - 8 июля 2002 г.Маршрут: НовыйУоян - Усть-Баргузин - Хужир - Большое Голоустное - Листвянка - Иркутск.
Категория: V.
Байкал можно открывать для себя снова и снова, находя каждый раз что-то интересное. Суровое, славное, седое, грозное море Байкал… Сколько историй, баек вокруг него. Вот еще одна.
Где только не побывали хабаровские велотуристы! Китай, Корея, Европа… А уж Хабаровский и Приморский края изъезжены вдоль и поперек. И нам захотелось чего-нибудь новенького. Чтоб не Дальний Восток, чтоб было трудно на уровне экстрима и – красиво. И такое место мы вычислили - идем на Байкал!
Всемирный потоп на наши головы.
Первый день мы просто летели на крыльях. Отличная дорога, необычные пейзажи. Свежие силы, все по плечу. На озере Иркана освежились в минеральных источниках. Не успев обсохнуть, небесные хляби разверзлись и вылили на нас более трёх месячных норм дождя! Повезло! От Нового Уояна дорога 60 км идёт по равнине, покрытой высоким хвойным лесом. Населённых пунктов здесь нет, но трасса поддерживается в хорошем состоянии.
Дальше идёт так называемый Куморский зимник, который приводит в долину реки Баргузин. Во времена строительства БАМа здесь проложили дорогу для подвоза стройматериалов. По ней ездят лесовозы и редкие легковые машины из небольшого посёлка Кумора, после которого хорошая дорога кончается.. Теперь по дороге могут ходить только "Уралы" и "Камазы", да и то после специальной подготовки. Машины предпочитают ездить стаями из нескольких машин: если одна застрянет, остальные вытащат. В результате движение по трассе - один или два каравана в сутки. Населённых пунктов тут нет, и нам пришлось на себе везти всю еду (на 5 дней). С учётом горного характера трассы и её покрытия ехать было довольно сложно.
На вечер остался самый сложный участок - километр по руслу реки с неприятным названием Срамная. Речка мелкая, галечное дно… Но она оказалась бурной из-за дождей, и мы переименовали ее в Стремную. Пришлось вести велосипеды рядом с собой, преодолевая течение, отдельно несли рюкзаки, вымокли, замерзли – температура +4 градуса. Именно на таких переходах понимаешь, чтобы достичь желанной цели нужно этого сильно хотеть и идти вперед - чего бы это не стоило!…
В напряжении прошел первый и второй день. Медленно, но мы передвигались по заданному маршруту. График движения был составлен таким образом, что ежедневный пробег должен был составить 70 км. У нас же складывалось не больше 30км. В итоге мы стали отставать от графика, плюс недочет еды на этот промежуток времени. Пришлось еду, запланированную на 3 дня, расписать на семь дней.
Да-а-а-а…Такого еще не было в практике велотуризма! Мы привыкли, что всегда в любом магазине можно докупить продуктов. А тут придется каждый грамм и каждую килокалорию считать.
На третий день мы вышли на участок дороги, где река вышла из берегов и затопила все вокруг. С одной стороны курумник с шаткими камнями, а с другой - бешеный поток реки. Здесь у любого бы руки опустились. Что делать?! Возвращаться назад?! И это на третий день?! Вперед - нет возможности. Решили переждать до малой воды.
Ждать! Мы оказались зажатыми между затопленным участком дороги и километром по руслу реки, куда не хотел возвращаться ни один участник. Лучше вперед навстречу неизвестному, чем назад. Хуже быть уже не может!
Немного приуныв, мы решили возвращаться до места прошлой ночевки, и тут навстречу нам выехало два “Урала”. Две грузовые машины без проблем перевезли нас через воду. Для нас было большим откровением, как эти машины могут ездить по этой дороге. Еще большим сюрпризом было, почему машины пользуются этой дорогой. Ведь на протяжении всего зимника по запчастям раскидана ни одна грузовая машина. Но жизнь диктует свои суровые условия. Так складывается, что дешевле провезти продукты в Новый Уоян по “дороге”, чем на поезде. Вот и приходится уже более двадцати лет водилам ездить и ломать машины по бездорожью.
Спасибо, что машины подошли и помогли нам вовремя. Видно, домой нам пока еще рано! Простившись с водителями, пожелали друг другу хорошей дороги.
Пообедали и двинулись в путь. Оказывается, дальше дорога еще несколько раз спускалась к реке. Но мы прошли это препятствие уже самостоятельно и к вечеру уставшие, но довольные, остановились на ночевку. Вдруг к нам возвращаются “Уралы”. На дороге сошли сели. Теперь даже такие машины не смогут двигаться дальше, пока не разберут оползень. А вот наши мобильные велосипеды проберутся!
На следующее утро, снова попрощавшись с “Уралами”, пожелали друг другу: “До скорой встречи!”. В свое время они помогли нам, и теперь очень хотелось, чтобы “Уралы” побыстрее справились с этой проблемой.
А мы двинулись дальше в путь. Сложным оказался первый перевал с любопытным названием Срамной. За много лет забвения дорога оказалась ниже уровня соседнего ручейка, который накидал на "проезжую часть" огромные валуны. Иногда ехать становилось совершенно невозможно, и мы проходили пешком. Зато второй перевал (Озёрный) команда проскочила играючи по сравнению с первым: подъём не очень крутой, но дорога все равно желает лучшего. Такое название он получил благодаря четырем высокогорным озерцам, которые словно изумруды в оправе из снежных горных пиков Баргузинского хребта.
А вот с Рухловским перевалом случилась странная история. Мы вышли на подъём утром четвёртого дня. Дорога сильно набирала высоту, часто приходилось останавливаться на отдых. Меньше чем через 4 часа мы выехали на седловину. И тут выяснилось, что этот перевал не указан на карте! Казалось бы, что тут страшного? Обычное для отечественной картографии дело - перевалом больше, перевалом меньше... Но на нас это подействовало угнетающе - полдня ползли вверх, а по карте не продвинулись ни на шаг! К вечеру мы перевалили его. На пятый день после обеда мы со злости "вломили" по максимуму и въехали на перевал - Ловактон, подъём на который тянулся 14 км.
В этот день на этой ужасной трассе мы встретили собратьев по несчастью - группу мотоциклистов. 10 человек на 6 мотоциклах с колясками - это мототуристы из Ангарска совершают поход пятой категории сложности до Нового Уояна. Стали нас пугать пройденной дорогой, а мы их – нашей: “Все затоплено, перекрыто селем!”. Обменявшись ужастиками, двинулись каждый своим путем. (Как мы потом узнали, мотоциклисты так и не смогли преодолеть этот участок дороги, который мы все-таки прошли)
Такая встреча была для нас откровенным шоком! Мы считали себя единственными людьми, бредущими по этой дороге. И в случае несчастья нам здесь никто не поможет. Мы и природа! Одиночество. А тут встреча “Уралов”! Если что, нам помогут. После встречи с мотоциклистами мы совсем приободрились. Мы здесь не одиноки. В то время, когда нам было трудно, мы представляли, что где-то на дороге так же трудятся туристы из Ангарска. Им сейчас тоже нелегко. Чувство общности преодоления прелестей одной тяжелой дороги придавало нашей группе силы. Хоть ни одни мы тут страдаем!
Не смотря на все трудности, нельзя было не заметить, что дорога лежит в Баргузинском заповеднике, где природа не тронута человеком, где зайчики перебегают дорогу, весь путь усыпан бабочками (не знаю почему, но они любят сидеть на дороге), следы медведя, волка или лося - обычное явление в здешних краях. Не зря в далеком прошлом монголо-язычные племена называли эти места “баргуты”, что в переводе означает глухомань, окраина. Отсюда и пошло название речки Баргузин. Вечером уже мечтали о том, как на следующий день, взяв Умхейский перевал, выйдем в Баргузинскую долину!
Спуск в долину был для нас огромным удовольствием. Скорость, о которой мы так мечтали! Радость спуска! Вот долгожданная награда для велотуриста! Первый день в долине принёс нам море новых ощущений. Эффектно выглядели снежные баргузинские пики на фоне зелени июльских полей. Зеленые пастбища с сочной травой, большие табуны ретивых диких жеребцов – будто момент, выхваченный из красивого сна. После всех злоключений нам показалось, что мы попали в рай.
По дороге заехали на старое кладбище в п. Баргузин. Здесь похоронен Кюхельбекер, декабрист, друг А.С.Пушкина. 1 августа - мы уже были на берегу озера. Байкал был достойной наградой за все наши невзгоды и лишения. Мы тебя заслужили, Байкал!
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
В Байкале сосредоточена пятая часть мировых запасов пресных вод. У старейшины озер почтенный возраст - 25 млн. лет. Байкал - самый глубокий среди пресных водоемов: низкая отметка 1637м. Однако если учесть, что Байкал живет бурной тектонической жизнью (разрушение берегов, их движение в разные стороны по 2 см в год), в связи, с чем появилась гипотеза, что это начальная стадия образования океана. С 1996 года озеро включено в список объектов всемирного наследия. По поверхности озера гуляют ветры, под водой властвуют течения. Температура на глубине составляет +3.5С0 круглый год. Вода начинает замерзать с октября до января. Вскрытие и ледоход проходят на озере в основном в мае, когда на берегу уже цветут цветы. Окончательно озеро очищается ото льда в середине июне на севере, при этом отдельные льдины на берегах встречаются в середине июля. В Байкалъ впадает 544 речки и только одна Ангара вытекает.
В седлах по шаманскому острову.
Приехать на Байкал и не побывать на Ольхоне - значит не увидеть самого красивого и сокровенного на этом озере. Здесь шаманы проводят свои ритуалы, собирают лекарственные травы. Принято считать остров - родиной шаманизма, “избранной землей”, сакральным центом шаманов северного мира. Но вот беда - нет транспорта, чтоб перебраться на остров. Теперь нужно менять маршрут. Все так удачно складывалось. Мы прошли речку Срамную, перевал Рухловского, брод через Баргузин, а перед Байкалом – встали. Теперь удача нас покинула…
Решили продолжать - по дороге до Улан-Удэ, по восточному берегу озера и доехать до Слюдянки, конечного пункта нашего велопохода, т.е. обогнуть Байкал с другой стороны. Но судьба нас проверяла на стойкость духа.
Отведав на обед ухи из знаменитого байкальского омуля, стали собираться в путь. Тут к нашему костру подошел местный житель и предложил помочь перебраться на остров. Мы просто опешили. Вот это удача. И на следующий день мы уже бороздили просторы Байкала. Озеро буквально заворожило нас - бескрайние просторы, кристально чистая вода.
Действительно Байкал - не озеро, а настоящее море, с характером, славное море Байкал… За шесть часов плавания погода поменялась несколько раз. То туман пробежит над безмятежной гладью, то вода будто вскипит, воспротивиться чему-то, а потом также неожиданно успокоится.
Весь восточный берег утопал в грозовых тучах. Там нам не везло с погодой: постоянно по несколько раз в день шел дождь, дул “неправильный” ветер. А впереди стоял солнечный Ольхон, на котором 360 дней в году светит солнце. Буквально из одной напасти в другую - из кромешной воды в пекло.
Вот тут наши кони и порезвились по твердой глади дороги. Мы проехали “сквозь” остров - от обрывистых, оранжевых ото мха северных мысов до южных песчаных дюн. Мы побывали на крайней северной точке острова - мыс Хобой. Именно за свой грозный вид утес, представляющий собой вертикально направленную плиту белой породы, получил свое необычное название, что в переводе с бурятского “клык”. Край плиты, под определенным углом зрения, с воды напоминает фигуру женщины, поэтому утес имеет еще одно название - скала Дева.
Как не живописен весь остров, ему не достает одного компонента пейзажа – рек. Причина заключается в том, что на Ольхоне нет ни одной значительной долины, где могли бы собираться осадки горного плато. Интересно было ехать по острову рядом с огромными мировыми запасами пресной воды и страдать от жажды!
В начале двадцатого века остров чуть не стал огромной тюрьмой. Уже были выбраны три места, составлены планы построек, но большие траты и неблагоприятная политическая окраска помешали созданию каторги, и этим спасли уникальное место природы.
Остров действительно шаманский: кто-то всю ночь мешал нам спать - пел, причитал, шаманил в лесу, где днем – страшновато, а они всю ночь там провели. Так всю ночь не спали. Мало ли чего им в голову придет среди ночи. А утром следующего дня встретили родственную душу - велотуриста из Словакии Томаша. Везет нам на туристов в этом походе! Он путешествует уже седьмой месяц, успел побывать в Италии, Австрии, Грузии, теперь Россия и Монголия. За его плечами уже семь тысяч километров и в первый раз за все время своего путешествия он встретил велотуритсов. Томаш путешествует на велосипеде с прицепленной тележкой, в которой сидит его неразлучный спутник - небольшая собачка. А еще он никогда не расстается с талисманом - плюшевым мишкой по имени Бонифаций. Стал нас пугать предстоящей дорогой до Иркутска: “Ужасная, идите лучше по столбам и еще учтите, что там много комаров и оводов!”.
С Ольхона мы без проблем перебрались на западный берег Байкала по постоянной переправе. Двигались действительно “по столбам” - 30 км дороги шли вдоль линии ЛЭП. Да-а-а, судьба приберегла нам препятствие на последний участок похода. ЛЭП строят не для движения на велосипеде, а по принципу: чем короче, тем экономнее. Поэтому линия электропередачи шла по всем сопкам напрямую. Приходилось обходить, плутать, перелазить кусты, брать очередные броды, выкарабкиваться из болот. Но мы справились. Когда на следующее утро мы выбрались на оживленную трассу Иркутск - Слюдянка - просто опешили от такого количества машин, людей. Мы просто отвыкли от цивилизации и целый день не могли привыкнуть к этой суматохе. На пароме мы перебрались в порт Байкал для следующего этапа.
Кругобайкалка на нашей совести.
Последним этапом нашего велопробега стала Кругобайкальская железная дорога. Это замечательное место в Прибайкальском национальном парке, где удивительным образом, благодаря таланту и трудовому подвигу создателей “кругобайкалки”, инженерные и архитектурные сооружения безупречно вписались в суровый и одновременно ранимый байкальский ландшафт. В наше время этот участок Священного моря трудно себе представить без старой дороги.
Уникальность места заключается в том, что таким огромным количеством рукотворных объектов, как на КБЖД, не обладает ни одна железная дорога во всей России. Галереи, станционные постройки, виадуки, мосты, тоннели, подпорные стенки…- и все это - на фоне впечатляющих своей мощью мысов и утесов, обнаженных при строительстве дороги скальников, живописных долин рек. Можно сказать, что здесь слилось воедино Природа и Творение Человека.
Мы начали свой путь с порта Байкал. Дорога отличная, идет вдоль железной дороги. Но чем дальше мы продвигались по ней, тем дорога становилась уже и хуже, превращаясь в тропинку, а затем и совсем исчезла. Пришлось перейти на рельсовый вариант. Велосипед - на рельс и вперед! Правда, так далеко не уйдешь.
Дойдя до очередного тоннеля, мы наткнулись на диких туристов-спелеологов из Иркутска. Из разговора с ними мы узнали, что ж/д до сих пор работает. По ней два раза в неделю ходит поезд, ласково называемый в народе “Мотаня”. Нам просто очень повезло, что мы не пропустили поезд - и успели на “кругобайкалку” посмотреть и на местном колорите прокатиться.
Вообще, рекомендуем пройти этот участок пешком с небольшим рюкзачком за плечами где - то в сентябре, когда природа расцветает всевозможными красками, и Байкал, небесной синевы изумруд в золотой оправе, останется в вашей памяти на всю жизнь.
(С) 2002 Леонтьева Екатерина, ХГТУ, ММО-01.
г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская 158 (8 общежитие ХГТУ), цокольный этаж, ТК "ГОРИЗОНТ"
-2002-